Конкуренция накаляется

На вопросы издания officemonitor.ru ответил руководитель проектной группы компании Morrow Group Иван Сироткин.

Иван, расскажите о тенденциях в сфере коммерческой недвижимости. Каковы запросы сегодняшнего клиента?
Если говорить о тенденциях рынка офисной недвижимости в этом году, то стало заметно значительное сокращение вакантных площадей в бизнес-центрах класса А и B+. Следствием этого явления стала увеличившаяся конкуренция между арендаторами, которая заставляет гораздо быстрее принимать решение в пользу предложенного объекта. Если сравнивать нынешнюю ситуацию с 2011 годом, то сейчас арендаторы стали реальней оценивать свои возможности, уже мало кто надеется арендовать офис класса B+ или А в центре Москвы, имея ограниченный бюджет, к примеру, 20 тыс.руб за кв.м в год. Арендодатели, в свою очередь, стали менее охотно делать дисконты, и если делают, то под арендаторов метражом от 500 кв.м. Большинство арендаторов, с которыми мы работаем, ищут помещения от 200 до 600 кв.м. За ними идут более крупные, от 700 до 2000 кв.м. В целом разброс достаточно большой.

Какой район Москвы пользуется наибольшим спросом среди клиентов?
Как и прежде, большинство арендаторов отдают свое предпочтение Центральному округу, а также территориям, прилегающим к Садовому кольцу. Помимо центра, наиболее востребованными являются Пресненский район, объекты на территории Москва Сити, а также юг столицы.

Какие бизнес-центры в списке ТОП среди ваших клиентов?
Мы бы не стали акцентировать внимание и выделять здания в некий ТОП-список. Мы стараемся предложить клиенту выбор из всего, что сейчас есть на рынке, и то, что идеально понравится одному арендатору, может совершенно не подойти другому. Мы отталкиваемся от запросов каждого клиента.

Какова доля зарубежных клиентов среди ваших заказчиков?
Если речь идет о компаниях, ранее не представленных на российском рынке, тогда количество составляет примерно 3-5% от общего числа клиентов. Если говорить о компаниях с иностранным капиталом, которые не первый год работают на российском рынке, то их цифра достигает 35%.

Каким вы видите офис нового поколения?
Мы представляем себе офис «нового поколения» неким современным объектом, выполненным с использованием самых инновационных технологий. Технологии применяются как в дизайне и отделке, так и в техническом оснащении, в частности, способствующем оперативной трансформации планировок помещений, делая офисное пространство более функциональным. При этом офис непременно должен отвечать стандартным требованиям, удовлетворяющим основные нужды арендаторов. Соединив эти качества воедино, мы получим такой объект, который можно назвать офисом «нового поколения».

Сейчас много говорят о «зеленых», экологичных офисах. Пользуются ли такие офисы спросом среди ваших клиентов?
Если говорить о российских компаниях, то подавляющему большинству будет всё равно, является ли это здание так называемым «green building» или нет. Намного важней являются такие факторы, как стоимость аренды и местоположение. Для некоторых крупных зарубежных компаний этот фактор может быть более принципиальным, так как этот критерий соответствует их корпоративным нормам и требованиям. Тем не менее, на мой взгляд, даже для зарубежной компании этот фактор не будет являться решающим при выборе офисного помещения.

Какое предложение преобладает — аренда офисов в бизнес-центрах или нежилых зданиях (например, особняки)? А каков спрос?
Аренда офисов в бизнес-центрах востребована больше остальных. Большинство клиентов нуждается в современном комфортабельном офисном помещении, с парковкой и охраной, профессиональной управляющей компанией, пунктом общественного питания, расположенным непосредственно в самом здании, отделениями банков и прочими объектами инфраструктуры, необходимыми для полноценной работы компании. Бывают ситуации, когда арендатору требуется именно отдельно стоящее здание или помещение, в котором помимо основного офиса должен располагаться офис продаж. В таких случаях наиболее подходящим будет помещение на первом этаже с отдельным входом. Как правило, такие помещения есть в жилых домах, отдельно стоящих зданиях и особняках.

Каковы ваши дальнейшие планы развития?
Основной движущей силой в развития компании являются наши клиенты. Каждая осуществленная сделка — очередной шаг вперед. Мы постоянно увеличиваем команду сотрудников, вводя в нее новых талантливых специалистов, мотивированных на достижение результата. В ближайшее время компания планирует открытие производственно-складского и торгового направлений, чтобы предоставлять более широкий спектр услуг в сфере коммерческой недвижимости.

Источник: Office Monitor

Дата: 11.01.2013